Наступил момент, когда откладывать этот пост уже нельзя. Ровно месяц назад, 2 ноября 2019 года, полсотни энергичных молодых музыкантов собрались вместе в прекрасном приуральском городе Пермь, для того чтобы за девять дней из подручных средств соорудить совершенно особенное здание - настоящий зáмок. Стены этого замка построены не из камней, не из стекла и не из бетона. Этот замок сделан из дыханий, взглядов и движений, - но больше всего из звуков. Он построен из страха и отваги, из улыбок и душевных ран. Под его сводами нашлось место и народному ликованию, и томлению любви, и безоглядному веселью, и цветению первого весеннего подснежника. Пожалуй, в нём так много всего поместилось прежде всего потому, что спроектировал этот замок великий Бетховен, который, как известно, мыслил фундаментально и широко. Уходя от этой неповоротливой (хотя красивой) метафоры замка, спешу расшифровать для недоумевающих. Со 2 по 10 ноября в Перми прошёл очередной этап студенческого фестиваля классической музыки Musica Integral, в котором молодые музыканты, - как профессионально занимающиеся музыкой, так и любители, выступили вместе аж на трёх концертных сценах. В финале каждого вечера был исполнен концерт Бетховена для солирующего инструмента с оркестром. Дважды был исполнен пятый фортепианный концерт Бетховена, - с великолепными солистами Екатериной Мечетиной и Алексеем Чуфаровским за роялем, - а в финале третьего вечера прозвучал скрипичный концерт старины Людвига, сольную партию в котором исполнил блестящий австрийский скрипач Гийом Паш. Программа концертов также включала в себя камерное отделение, состоящее из очень разных (и чудесно дополняющих друг друга) произведений для больших и маленьких ансамблей. Мне выпала огромная удача и честь выступить в этом фестивале в роли дирижёра. Для меня это необычная роль, но безусловно, очень благодарная и приятная. Наверное, не будет новой идея о том, что в симфоническом оркестре воплотилась (и эволюционировала!) определенная модель общества или государства, может быть, утопическая. В этом обществе каждый исполнитель честно выполняет свою, присущую ему функцию, - а все вместе делают одно большое общее дело (или по-латыни, “res publica”). Каждый участник имеет своё, отличное от других, предназначение, - но все равны, потому что уберёшь любого - и общее дело не состоится. Что для меня более важно, - так это то, что за эти девять дней непрерывных репетиций, концертов, удач, стараний, промахов и подвигов - наш небольшой оркестр стал не только плацдармом для выполнения большого общего дела, - но и большой музыкальной семьёй, - радушной, эмоциональной, энергетически заряженной. Семьёй, в которой даже за обидой и за вспыльчивостью всегда стоит любовь и забота. Семьёй, в которой внимание друг к другу вызвано не только музыкальной необходимостью, но и чисто человеческой чуткостью. И для меня это более важный показатель качества оркестра, чем какие-то чисто звуковые аспекты. И, конечно, благодарности. Екатерина Васильевна, сердце и крылья нашего движения, поддерживающая и вдохновляющая на каждом шаге, - спасибо вам за ваше время и энергию, - и конечно за несравненный опыт и совместное творчество! Здесь я хочу ещё вспомнить о той отважной борьбе, которую вы ведёте за сохранение музыкальных школ в России. Странно, что на родине Ойстраха и Чайковского, Менделеева и Набокова приходится об этом говорить, - но доступность музыкального образования, приобщения к достижениям науки и искусства - это базовая потребность общества, в той же мере, в какой еда и сон суть базовые потребности каждого отдельного человека. Екатерина Васильевна, я уверен: то, что вы делаете в этом направлении, обязательно принесёт плоды на фестивале Musica Integral-2030 (и не только 😉 )! Ильдар, - наш пламенный мотор ) Засыпая в два часа ночи и просыпаясь наутро в шесть, - ты всегда стоял у штурвала и держал все происходящее в поле зрения, при этом сохраняя стопроцентную музыкальную вовлечённость. Однажды вечером, после концерта я спросил Ильдара: "Не хочешь ли ты на ночь оставить свой кларнет в репетитории: ведь уже полночь, а завтра с девяти у нас уже начинаются репетиции!" "Нет," - ответил Ильдар, -"ведь утром я еще успею позаниматься дома!" Катя, - улыбка, смех и румяные щёчки нашего фестиваля. Все это время ты дарила нам теплоту, уют и оптимизм, - рядом с тобой мы не сомневались в успехе, и твердо знали, что всё хорошо, и всё по силам! Добрый и тонкий в общении, твёрдый и могучий за инструментом, - Алёша Чуфаровский - спасибо тебе за общие концерты, советы, улыбки и долгие разговоры. Гийом Паш, - великолепный австрийский скрипач с золотым русским сердцем, - спасибо за то, что мы исполнили нашу мечту сыграть вместе - дай бог, не в последний раз!) Неподражаемый Лёня Пахомов, - за то, что наш номер с Гершвиным был всегда гвоздём 🔨 концерта! И большое спасибо хору Пермского музыкального колледжа и его руководителю Анне Гостевой ))) Анна Кохан - бравый концертмейстер оркестра, - спасибо тебе за неутомимую энергию и несгибаемую надёжность, за критику, за советы и конечно за музыку! Блестящий виолончелист Илюша Шумаков - спасибо за то, что у тебя всегда наготове улыбка, доброе слово и третье плечо для поддержки в любой ситуации ) Повелитель Большой Бронзовой Улитки, Булат Шарипов, - за надежную опору, никогда-не-усталость и чудесные вечерние фильмы. Прекрасный Илюша Горшков, - спасибо за мощный и надёжный фундамент нашего звукового замка, - я надеюсь, что мы ещё не раз вместе поиграем!)) Блестящие ударники Костя Грачёв и Илья Трофимов - за энергию ритма и за то, что объяснили мне, какими палочками лучше бить Бетховена! Нежная и неутомимая Тася, утончённая и целеустремлённая Алина, - мои милые девочки; Даша, - спасибо за то, что ты есть, импульсивная и непредсказуемая, как буря, Ида- за бомбеозные аккорды, Яна, Алина, Даша, Полина, - за то, что держали верхи; Лола, Амина, Маша, Даша - за альтовые чудеса, Данил (👊🏻💪🏻), Таня, Вика - троекратное спасибо и троекратное ура!!! Катя и Сева, - мастера двойных тростей, Кристина, Лера, Боря, Андрей - такой особый звук у каждого из ваших инструментов, и такой чудный хор при их совместном звучании! Даниил - спасибо за истории про театр, добрые слова и, конечно, прекрасную музыку! Алиса - когда надо, арфа, когда надо - бандонеон, но всегда рояль - спасибо за тонкую и чуткую игру! Коля Наумов, - у меня просто нет слов, чтобы описать твою ответственность, талант и уровень вовлеченности. Николай = Надёжность!!! Спасибо за прекрасное соло в финале скрипичного концерта, - где мы с Людвигом, как мне кажется, были на одной волне! Даша Суровягина - спасибо тебе, что нашлась, прилетела, блестяще сыграла и ещё за тот анекдот про валторниста, который я никому не расскажу! И ещё, - с днём рождения тебя!!! )) Семён, Гоша, - спасибо вам за то, что ваши трубы пробивали оркестровую звучность и придавали ей объём, но особенно за то, что вы гениально умели слушать(, считать 😋) и играть вползвука, когда это было необходимо, даже хотя душе хотелось петь на полную. Алиса - чудесный музыковед, - спасибо тебе за экстренное составление текстов для конферансье; и Яна, - невероятный профессионал по связям с общественностью - за то что помогла разрулить информационные потоки, когда они собирались выйти из-под контроля. И, разумеется, Боря, Варя, Лена, Дима, Антон - наши региональные кардиналы (и митрополиты) - спасибо за то, что мы всё это делаем и никто ещё не умер )) А закончить мне бы хотелось словами из моцартовской "Волшебной флейты". "Если бы каждый человек мог освоить игру на этих волшебных колокольчиках, - его враги исчезли бы навсегда, и он жил бы в полной гармонии... Только гармония дружбы облегчает лишения. Не будь её, - на земле не было бы счастья." Спасибо, друзья! P.S. При проведении фестиваля ни один Бетховен не пострадал! #сыграемэтовместе #musicaintegral